15–16 октября 2025 года в Москве на базе Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований состоялась масштабная Всероссийская научно-практическая конференция «Театр и психология»

Мероприятие, организованное при поддержке факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, Российского психологического общества и других ведущих учреждений, собрало ведущих ученых, психологов, театральных педагогов и деятелей культуры для продуктивного диалога на стыке двух дисциплин. Первый день конференции открылся серией пленарных докладов, которые обозначили ключевые темы для дальнейшего обсуждения — от психологии творчества до театральной педагогики. С докладами выступили такие признанные эксперты, как Дмитрий Александрович Хорошилов, рассмотревший театр А.П. Чехова через призму психологии повседневности, и Александр Александрович Мелик-Пашаев, рассказавший о связи художественного творчества и «творческого поведения».
Особый интерес у участников вызвал доклад директора Высшей школы перевода (факультета) МГУ имени М.В. Ломоносова, академика РАО Николая Константиновича Гарбовского на тему: «Театр перевода: психология одного искусства». Выступление стало ярким примером глубокого междисциплинарного подхода, раскрывающего переводческую деятельность как особый вид искусства, обладающий своей внутренней драматургией и психологией.
Продолжили пленарную сессию Зинаида Николаевна Новлянская с яркой иллюстрацией возможностей использования «Словаря эмоций» в литературно-художественном развитии младших школьников и потенциале театральных методов в образовании, Аида Меликовна Айламазьян с анализом психологических аспектов в танцевальных практиках, и Владимир Самуилович Собкин с докладом, посвященным программе исследования психологии актера. Вечерняя лекция, приуроченная к 100-летию Анатолия Эфроса, где В.С. Собкин представил психологический анализ радиоспектакля «Мартин Иден», стала глубоким и эмоциональным завершением первого дня.
Практическая часть конференции была не менее насыщенной. Участники смогли посетить разнообразные мастер-классы, где в режиме реального времени опробовали методы, объединяющие психологию и сценическое искусство. Среди них — «Публичное выступление как психодрама» Виктора Семенова, «Метод драматической импровизации» Екатерины Патяевой и «Искусство переживания и метод физических действий» Сергея Калугина.
Второй день работы был посвящен тематическим секциям, где подробно обсуждались междисциплинарные подходы в психологии искусства, психолого-педагогические проблемы и прикладные аспекты использования театра в психологической практике.
Конференция завершилась итоговой дискуссией «Театр и психология – точки соприкосновения», подведшей итоги двухдневной интенсивной работы. Научное событие подтвердило высокую потребность в таком междисциплинарном диалоге и наметило перспективные векторы для будущих совместных исследований и проектов. В этот диалог органично влилась и Высшая школа перевода МГУ, предложив свой уникальный взгляд на общую тему.